среда, 17 января 2024 г.

«Активизация познавательной деятельности на уроках английского языка в начальной школе на основе системы интегративного обучения»

 

Тема опыта. «Активизация познавательной деятельности на уроках английского языка в начальной школе на основе системы интегративного обучения»

 Идея опыта. Использование технологии интегративного обучения на уроках английского языка в начальной школе для повышения положительной мотивации к изучению данного предмета, а также для преодоления психоэмоциональных и физических перегрузок у детей младшего школьного возраста.

             Актуальность. На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в общеобразовательной школе. Предмет иностранный язык, наконец, занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Четырёхлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой российской школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. В концептуальных документах, посвящённых новой школе, отмечается, что на первой начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. В числе необходимых умений и навыков учебной деятельности упоминается овладение элементами культуры речи и поведения. В проекте «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) подчёркивается, что содержание начального образования соотносится с образовательными областями, принятыми в основной школе, что подтверждает целевую направленность образования и его непрерывность и преемственность с основной школой. Но необходимо помнить о том, что обучать коммуникации на иностранном языке младших школьников, которые ещё не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке и испытывают большие психоэмоциональные и физические перегрузки - задача весьма нелёгкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создаёт учитель на уроке.

Психологи определили, что младшим школьникам свойственны повышенная эмоциональность, подвижность, утомляемость от единообразия, целостность восприятия окружающего мира. Следовательно, для эффективности обучения необходимо использовать объединение учебной деятельности с другими значимыми для данного возраста видами деятельности: изобразительной, музыкальной, трудовой, физической, театральной, игровой.

Отсюда вытекает противоречие между традиционным построением обучения разным видам деятельности на различных предметах, таких как рисование, труд, музыка, ритмика и т. д. и потребностью использования системы интегративного обучения, которое предполагает не объединение разных учебных дисциплин, т.е. не межпредметную интеграцию, а взаимодействие различных видов деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности на одном уроке.

Научно-методическое обоснование. Использованы научные статьи:

Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и граем на уроках английского языка. Кузнецов Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. Кулиш В.Г. Весёлый английский. Эльконин Д.Б. Психология игры.

Условия формирования опыта. Я, Колесникова Ирина Дмитриевна, учитель английского языка, образование высшее, стаж педагогической работы 22 года, 1 категория. Работаю в начальном  звене общеобразовательной школы

Педагогическое кредо. Образование – это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на овладение учащимися определённых знаний, умений и навыков. Главной  своей задачей я считаю: научить своих ребят основам общения на английском языке, задать положительную мотивацию изучения иностранного языка, сделать обучение увлекательным, продуктивным процессом. Ребёнок должен видеть в учителе друга и помощника, который поможет помочь ему найти выход в любой жизненной ситуации. Я стараюсь, чтобы моим детям было интересно заниматься, чтобы они ходили на мои уроки с удовольствием, чтобы каждый мой урок был запоминающимся и дарил им что-то новое, интересное. Мне нравится, когда дети любознательные, увлекающиеся, когда они с удовольствием откликаются на реализацию каких-то идей. Я стараюсь воспитывать в детях доброту и терпимое отношение к тем, кто их окружает, любить свою семью, место, где они живут, любить родную школу, беречь её.

На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Понимая это, свою педагогическую деятельность я стараюсь строить по следующим направлениям:

Более эффективное использование выраженных способностей учащихся младшего школьного возраста к овладению иностранным языком и к речевому развитию в целом;

Содержание обучения иностранному языку на начальной и средних ступенях должно быть ориентировано на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп. В частности, это касается отбираемых тем и проблем общения, социокультурного, языкового и речевого материала;

Усиление деятельностного характера обучения, которое выражается в последовательном овладении учащимися основными видами речевой деятельности, опираясь на другие виды деятельности, что позволяет осуществлять общение на английском языке в устной и письменной формах.

Система работы над темой.

При организации обучения английскому языку на начальном этапе необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. На данном этапе развития ребёнок очень интенсивно развивается, с этим связаны особенности основных видов мыслительных процессов. У детей наблюдается целостное нерасчленённое восприятие мира. Ребёнок видит внешние границы явлений и затрудняется разделить его на части. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию вещей и осуществляется эффективнее, если взрослый даёт соответствующее пояснение. Формируются пространственные отношения, проявляется художественное восприятие, зарождается оценка воспринятого. Ведущую позицию занимает зрительное восприятие. Важно наличие яркого, образного и выразительного зрительного ряда. На уроке целесообразно использовать яркую, интересную наглядность, вводить сказочных героев. Восприятие осуществляется и на тактильном уровне. Поэтому я в своей работе применяю упражнения, когда дети могут прикоснуться к изучаемым понятиям и явлениям. Например, при изучении букв английского алфавита я использую «волшебный мешочек», в котором находятся пластмассовые буквы. Ребёнок с закрытыми глазами вынимает букву и на ощупь угадывает её.

В этом возрасте преобладает непроизвольное образное воображение. Продуктивность деятельности детского воображения зависит от объёма и разнообразия информации, хранящейся в памяти, от степени развития образной и логической форм мышления, от вариативности деятельности. Яркие эмоциональные образы легко возникают, изменяются по любому поводу, часто далеки от реальности. Идет смешивание реального, сказочного и фантастического. Воображение развивается в процессе всех видов деятельности. Важно, чтобы на уроке было много заданий, побуждающих создавать новые образы. Например, при изучении модальных глаголов или прилагательных ребёнок может представить себя любым животным (можно использовать маски) и составить пару несложных предложений.

I am a fox.  I can run. I can not fly.

На данном этапе развития у детей преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчивое, концентрация низкая, однообразие и бледность не привлекают. Младший школьник не может управлять механизмом внимания и подчинять его своей воле. Сосредоточение происходит на интересном объекте. В среднем внимание сосредотачивается на 3 минуты. Вот поэтому на уроке должна быть быстрая смена заданий, поворотов сюжетных линий, чередование статичных и динамичных действий. Каждое упражнение должно длиться не более 5 минут.

    В младшем школьном возрасте только формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объём памяти.

Доминирующими видами памяти остаются образная и непроизвольная память. Дети быстро запоминают сказки, стихи, рассказы, песенки, особенно когда ребёнок сопереживает героям. Быстро забывается ранее изученный материал, если не происходит его повтор. Необходимы наглядные средства, отличающиеся эмоциональной привлекательностью, яркостью, озвученностью и контрастностью. Например, я использую сказки собственного сочинения для запоминания правил чтения. Вот одна из них. Шла как-то по дороге весёлая толстушка буква Аа и всех окликивала: «Эй! Эй!» Но тут ей повстречались две красавицы фотомодели. Они были высокого роста и имели очень тонкую талию. Они стояли на дороге и тихонько переговаривались между собой. А звали этих красавиц буквы Ll. Буква Аа очень удивилась и сказала: «О!» С тех пор она так и восклицает, когда встретит этих двух красавиц в словах: ball, small и т.д.

Конечно же на уроках я со своими ребятами разучиваю короткие стишки, рифмовки, песенки. Для повторения я применяю речевые шаблоны, использую собственные схемы запоминания правил.

   Мышление преобладает конкретно-образное. Развитие происходит поэтапно: от наглядно действенного (в процессе действий) к наглядно образному, а затем образно схематическому и словесному. Мышление характерезуется образностью, критичностью, активностью, хотя ребёнок часто не видит вещи в их внутренних отношениях, считает их такими, какими даёт непосредственное восприятие, не умеет выделять существующие связи и делать обобщающие выводы. Мышление тесно связано с речью. Легко усваиваются речевые навыки даваемые в виде действий с моделями, которые  отражают существенные черты отражаемых явлений. Вербальная подача грамматических правил практически не эффективна, следовательно объяснить ребёнку специфический элемент иностранного языка возможно лишь через доступное ему, т.е. через образы, конкретные предметы, наглядные схематические правила.                                                                                                                                                                                                                                                     Опираясь на опыт нескольких лет работы в младшем и среднем звене, я пришла к следующему выводу: при организации обучения на уроках английского языка целесообразно проводить интегративные занятия следующих видов.

1.     Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.) Песни позволяют совершенствовать навыки иноязычного произношения, развивают музыкальный слух. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторениями помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д. Дети с удовольствием участвуют в работе, когда параллельно пению нужно делать ещё что-либо: танцевать, изображать, совершать движения. Это также соответствует принципам здоровьесберегающей технологии. Например, при работе над темой «Моя семья» полезно предложить учащимся разучить стихотворение «The family»:

                                  This is our mother,

                                  This is our father,

                                  This is our brother tall,

                                  This is our sister,

                                  This is our baby,

                                  Oh, how we love them all.

         Работа над стихотворением сопровождается тренировкой мелких мышц руки: учащиеся двигают по очереди всеми пальцами рук (показывают на большой палец и загибают его и т.д.) После этого детям предлагается придумать музыку к стихотворению и «спеть» его.

         На уроках я всегда пользуюсь аудиоприложением к учебнику , песни которого легко поддаются запоминанию и заучиванию, что способствует активизации в речи некоторых лексических единиц. Можно петь песенки и без использования аудиотехники. Я включаю в урок  небольшие песни на известные всем мелодии для закрепления грамматических структур.

  Например:    
       To be

I am, he is, she is, it is.

You are, we are, they are.

(Мелодия «В лесу родилась ёлочка».)

             Сan

I can ran and I can jump (twice),

I can run, I can jump/

I can run and I can jump.

(Мелодия «Я на солнышке лежу».)

    При изучении алфавита я использую стишки собственного сочинения. Например:

Буква Аа  наш командир

Впереди она стоит,

Начинает алфавит

[эи] и [э] на всех кричит ( не смогла напечатать транскрипционные знаки)

 

Буква Bb бьёт в барабан

Приглашает всех на бал!

Будет боем бить Big Ben,

Будет балом править Ben!

 

Что за чудо буква  Dd

С толстым брюшком впереди!

По-английски папа – Dad,

Помни! Папа, а не дед!

  и другие.

      Отбираемые для разучивания стихотворения и песни должны удовлетворять следующим требованиям:

     - языковая доступность;

     - небольшой объём;

     - содержательность;

     - соответствие возрастным возможностям и интересам обучающихся.

2.     Урок английского языка плюс изобразительная деятельность

(рисование, аппликация, лепка). Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму. При интегративном обучении иностранному языку можно использовать разные виды изобразительной деятельности: аппликацию, лепку, рисование. Наглядные пособия, сделанные руками учащихся, развивают у них не только моторику руки, но и речь. Ученикам интересно выполнять творческие задания, а потом, опираясь на них, рассказывать о себе, своей семье, друзьях. Вот некоторые примеры заданий по различным темам курса иностранного языка:

- дорисуйте и раскрасьте предметы, расскажите о них;

- нарисуйте, сколько свечей должно быть на торте в день твоего рождения,                       

  сосчитайте их (по-английски), скажите, сколько вам лет. 

- смастерите семейный альбом и расскажите одноклассникам о своей семье;

- слепите, смастерите или нарисуйте любое животное (фрукт, предмет) и                           

  расскажите о нём;

- сделайте иллюстрации к стихотворению;

- что вы можете положить в корзину для пикника? Сделайте рисунки и   

   вырежьте их, чтобы потом положить в корзину;

- смешайте краски и скажите, какой цвет получился; нарисуйте портреты

  друг друга и расскажите, кто это;

- сделайте из скрепки, проволоки, верёвки любимое животное и расскажите

  о нём;

.- нарисуйте себя и расскажите, что вы умеете делать;

 - нарисуйте любимое время года и расскажите о нём;

 - слушайте музыку и рисуйте, что вы представляете, расскажите о картинке.

Можно придумать очень много заданий для такого типа уроков. Например, дети часто путают буквы t,f. Мы рисуем специальные картинки: буква t – это рыбак, т.к. крючком, который опущен вниз, можно ловить рыбу, а буква f – это альпинист, т.к., поднимаясь на скалу, пользуется крючком, который направлен кверху.

3.     Урок английского языка плюс физическая деятельность.

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания. Чтобы достигнуть  высокой эффективности урока, следует, во первых, учитывать физиологические и психологические особенности, а во вторых предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Игра «Волшебный мяч» позволяет повторять лексические единицы. Учитель кидает ученику мяч, называя слово по-русски, ученик возвращает мяч учителю, произнося его по-английски, или наоборот. Играть могут и ученики в парах, в кругу, группами.

Игра «Угадай букву». В тряпичный мешочек насыпаются пластмассовые буквы. Дети должны наощупь угадать буквы. Игра показывает, насколько у ребёнка развита мелкая моторика, воображение, восприятие на уровне осязания.

Игра «Умная эстафета». На доске пишутся слова, в которые нужно вставить буквы. Слова размещены в 3 колонки. Каждому ряду соответствует своя колонка. Дети по очереди подбегают к доске, выполняют задание в своём слове и бегут назад, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает тот ряд, который быстрее остальных справился с заданием.

Очень большое значение для успешности проведения урока и сохранения здоровья детей имеют физкультминутки. Необходимо учитывать, в какое время проходит урок, если в начале дня, достаточно одной физкультминутки, а если во второй половине дня – целесообразно дать ученикам возможность отдохнуть 2-3 раза. Вот некоторые примеры:

      Hands up, hands down,

      Hands on lips, sit down.

      Stand up, jump high,

      Bend left, bend right.

Говорим и показываем, повторяя текст сначала медленно, затем увеличивая темп:

       My head, my shoulders, my knees, my feet.

       My nose, my lips, my cheeks, my chin/

       Bend your head,

       Bend your knees,

       Grow as tall,

       As  New Year trees.

В методических пособиях для учителей английского предлагается очень много примеров физкультминуток,  а также их можно найти на просторах интернета, причём с аудио и видеосопровождением.

4. Урок английского языка плюс театральная деятельность.

Для театрализации подойдет любое не очень длинное стихотворение, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Сюда же можно отнести уроки с использованием сюжетно-ролевых игр, с разыгрыванием различных сцен, например, «День рождения Тома и Джерри», «В магазине», «В поезде» и т.д.

4.     Урок английского языка плюс игровая деятельность.

Младшие школьники ещё продолжают интересоваться играми. Существует большое количество видов игр (ролевые, развивающие, фонетические, грамматические, лексические и т.д.), используемые учителями в работе. Игры положительно влияют на формирование интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют воспитанию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма. Ученики активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, лучше не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством.

  Когда я начинала работать учителем английского языка в начальной школе, приходилось постоянно самой что-то придумывать и изобретать. Сейчас в этом плане работать гораздо легче, так как есть безграничное количество электронных ресурсов, которые можно использовать на уроке (видео, презентации, электронные задания, тесты и т.д.) и это замечательно. Но при этом иногда возникает дефицит живого общения с ребёнком, совместного поиска знаний и решения поставленных задач. Мне кажется, что приёмы, о которых я рассказала в своей небольшой статье, помогут восполнить этот дефицит и сделать уроки насыщенными и интересными.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий